Загадки и тайны истории

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

joomla 

Нечисть на Руси

Еще сотню лет назад житель Российской империи и шагу не мог ступить, не повстречав какого-нибудь овинника, шиша, кикимору или берегиню. Они заполнили окружающие леса, поля, водоемы. И даже само жилье и надворные постройки человека не обходились без таинственных и могущественных обитателей.

О происхождении этого "маленького народца" говорили по-разному. Шире всего бытовало мнение, что нечистая сила произошла от восставших некогда против Бога ангелов. Часть этих инсургентов не провалилась в ад вместе с сатаной, а осталась на земле. Те, кто очутился в лесу, стали лешими, те, кто поселился в озере или реке, - водяными и так далее. Поговаривали также, что духи эти - потомки тех детей Адама, которых тот постеснялся представить Господу (были, оказывается, такие).

Распространена была версия, что нечистая сила на Руси произошла от "заложных" покойников. К ним относились все окончившие свою жизнь до срока (убитые, самоубийцы, утопленники, отравленные). Тела их хоронили в оврагах, болотах, бросали в воду, лишая христианского погребального обряда и места на погосте. Неприканнные души со временем превращались во всяческую нечисть, обитая поблизости от мест своего захоронения. Версия эта существует и в наши дни, объясняя происхождение полтергейста.

 

Одна из постоянных обитательниц русских сказок - Баба Яга. Живет себе такая людоедка преклонных лет в избушке на курьих ножках да норовит пообедать забредшим на огонек путником. Во многом Баба Яга сродни богиням судьбы. Подобно скандинавским нормам или греческим паркам часто изображалась она с прялкой и веретеном, а знаменитый клубочек, указывающий герою путь, очень уж напоминает нить судьбы. Одной ногой, костяной (своеобразный признак разложения), Баба Яга стоит как бы по ту сторону могилы, соединяя собой миры живых и мертвых.

С ней в глухих чащобах соседствует не кто иной, как леший со своей многочисленной родней: моховиками, боровиками, блудами (духи, водящие путников по лесам и заманивающие их на погибель в трясину или глухомань). Есть еще диканьские мужики (облюбовавшие хоперские леса, где они могут до смерти защекотать свои жертвы костяными пальцами). Хоперские окрестности пользуются славой и у современных российских уфологов, как одна из активных зон аномальных явлений.

 

Лешаков описывают по-разному. То как гигантов ростом с дерево, то как невидимок. Но все сходятся во мнении, что лешие - оборотни, могущие явиться чем и кем угодно. Туляки, например, рисовали леших черными, хвостатыми и крылатыми существами с маленькими рожками и копытцами, с ласковым взглядом большой черной собаки.

 

 

Немало рассказов повествует о любви леших к девушкам да молодым женщинам, умыкаемым в лесную глушь. Похищали лешие и повитух, и нянек для собственных детишек.

Не чужд лесовиком и юмор, хотя и весьма своеобразный. То спящему мужику полбороды выщиплют, а оставшееся зеленой тиной измажут. То корову заблудившуюся кольцом свернут, запутав хвост на рогах. Леших обычно считают заступниками всех убогих, слабых, обиженных и проклятых. Говорят о них и как о больших патриотах, поскольку, случись какая война, непременно русские лешие отправляются биться с чужеземцами.



Смотреть онлайн фильм: Русская нечесть

Правда, встречаются среди леших и злобные людоеды, происшедшие от "заложных" покойников. Так, некая девушка, заплутав в лесу, вышла к избушке. Глянули в оконце - сидят внутри трое косматых да мохнатых. Зашла девица в сени погреться, а один из леших учуял дух человечий и отыскал ее. Хотели бедолагу сварить и съесть, да на счастье отыскал девушку отец. Леших-людоедов он поубивал, а все их богатство забрал себе.

Стоило неосторожным людям в сердцах обронить "леший тебя забери", как предмет или человек, вызвавший их раздражение, попадал к лесному хозяину. По свидетельству очевидцев, в 1893 году в деревне Ямницы объявился мальчуган, пропавший за четыре года до этого. Весь он был покрыт толстой, словно еловая кора, кожей, почти голый. Мальчик практически разучился разговаривать. Односельчане посчитали, что он был у лешего.

 

Озера и реки на Руси, конечно, кишели водяными и русалками. Они часто являлись купальщикам как бы в предупреждение, что купание опасно. Если же человек не внимал предостережению, то водяной мог и утащить его с собой на дно. Подобно прочей нечисти, водяной владел даром оборотничества, являясь то черной собакой, то рыбой летающий. Нередко водяные шалили с рыбаками, путая и разрывая сети, топя лодки. Рыбаки старались задобрить "водяных дедушек" и тревожить их как можно реже: не били острогой стоящую рыбу (опасались, что под нею скрывается водяной), не опускали глубоко невод, не ловили рыбу по ночам с подсветкой, поскольку водяной предпочитал ночное время, остерегаясь днем Ильи Пророка, который мог поразить его громом и молнией.

С языческих времен и до конца прошлого века сохранялся на Руси обычай приносить водяным откупительные жертвы, в древности - людские, а позже - лошадей, петухов, табак, хлеб. Вообще во владениях водяных люди старались вести себя тихо, не шуметь, чтобы не досадить хозяину. Кроме всего прочего, водяным приписывались устроение мельниц и особая власть над пчелами. Пчеловоды тоже приносили в жертву "водяному дедушке" либо свой лучший улей, либо первый отроившийся рой.

Больше всего из прочий начисти недолюбливали водяные лешаков, устраивая с ними зачастую настоящие побоища, круша деревья, затапливая низины и швыряясь друг в друга камнями.

Смотреть онлайн фильм: Следы лесной нечисти?

Делили водные просторы с водяными русалки-беригини, мавки и лобасты - нечистые духи женского пола. Эти образы вдохновляли многих русских мастеровых и художников, оставивших память о них в виде деревянной резьбы на домах, драгоценных браслетов ХII-ХIII веков, предназначенных специально для празднования русалий.

Подруги водяных - красавицы, раскачивающиеся на ветвях возле рек и озер, расчесывающие свои дивные, с легкой прозеленью волосы. Но беда ждет того, кто подсмотрит русалочьи развлечения: защекочут его до смерти прекрасные девы и уволокут с собою в омут на веки вечные.

Детям, умершим некрещеными, да девицам-утопленницам одна дорога - в русалки. По поверьям, в первые четыре года после такого превращения русалку еще можно вернуть в мир живых, стоит лишь в нужный момент протянуть крест.

 

Статью написал: Максимов Роман Владимирович

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить