Загадки и тайны истории

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

joomla 

Солон-сказаня об Атлантиде

 

 

В этот диалог повествование об Атлантиде включено лишь  в виде эпизода. Оно ведется от лица Критпя Младшего в раз гоноре с Сократом. В самом начале Критпй, обращаясь к крату, подчеркивает не только удивительность предания Атлантиде, но его истинность: «Выслушай же, Сократ, сказа ние, хоть и очень странное, но совершенно достоверное, как заявил некогда

мудрейший из семи мудрых — Солон». Во время десятилетнего путешествия по разным странам Солон посетил и Египет, которым тогда, как сообщает Геродот  , правил фараон XXVI династии Амазис.

Однако  15. В. Струве (305) указывает, что Амазис захватил власть в 509 г. до и. э., а путешествие Солона относится к 593—584 гг. до п. э. Следовательно, Солон никак не мог  встретиться с Лмазнсом, тем более, что, но Плутарху, Солон начал свое  путешествие с Египта, а значит, он посетил его в 593 г. до и. э. О царе Амазисе в связи с историей жизни Солона ни Плутарх, ни Дио дор [I, 96] не упоминают. Эти несоответствия В. В. Струве  ставит в связь с общим у Геродота расхождением в 25 лет в хронологии событий VI в. до н. п., вызванным неточной датиров  кой предсказанного Фалесом солнечного затмения, отпраной датировкой для хронологии этой эпохи (395).

Но, во всяком  случае, посещение Египта Солоном является бесспорным фак том и относится ко временам, близким к XXVI династии. Как будет показано дальше, датировка посещения Соло ном Египта очень важна для установления датировки гибели Атлантиды. Но пока что эту дату установить точно не удалось. Если же принят!. 25-летнюю поправку, то посещение Со лоном Египта состоялось не в 593 г. до п. э., а около 570 г. до н. э.

Столицей Египта в то время был древний город Сапе, рас положенный в западной части дельты Нила; поэтому династия, правившая тогда страной, часто называется саисской. Фараоны этой династии вели завоевательные войны, но Египет не мог поставлять сам необходимое количество солдат, и фараоны  были крайне заинтересованы в привлечении иноземных войск, особенно греческих наемников. Поэтому Солон был принят с   почетом. В «Жизни Солона» [XXVI] Плутарх сообщает: «Солон проживал некоторое время в Саисе. Под руководством Псенофона из Гелиополя н Сонхиса из Саиса, из числа весьма ученых жрецов, он старательно занимался философскими нау ками II узнал у них также историю Атлантиды, как об этом  говорит Платон, чтобы потом приняться за нее, дав о ней знать грекам посредством поэмы Платон пишет, что при посещении храма богини Нэйт Солон имел длительную беседу о древнейших временах с тамош ними жрецами. Один из жрецов, человек весьма преклонного возраста, указал, что исторические сведения из глубокой древ ности отсутствуют. «А причиной этому вот что. Многим и различным катастрофам подвергались и будут подвергаться люди;  величайшие из них случаются от огня[вулканических извер жений.— II. Ж.] и воды [потопов], а другие, более скоротечные,— от множества иных причин».

Вот почему погибали исторические познания и памятники древности. Однако следует   отметить, что больше всего гибли они в результате войн.  В связи с вышесказанным следует сообщить пекоторые сведения о богине Нэйт. Это была одна из древнейших богинь Египта. Ее культ был типичен для эпохи матриархата и стоял  в какой-то связи с богом наук и письменности Тотом.

В даль в какой-то связи с богом наук и письменности Тотом. В дальнейшем Нэйт становится богнпей ливийских пришельцев, одно время главенствовавших в Египте. Древние греки отожде ствляли эту богиню со своей Афиной. По-видимому, для этогобыли известные основания, не только вследствие сходства имен(Нэйт — 1ЧТН, Афина — ТII14), но также и потому, что самигреки считали культ Афины первоначально связанным с Ливией  и Тритоновым озером (местоположение последнего сточностью пе установлено). Имеется ряд указаний на реальность такого отождествления .Так как Нэйт была и ливийской богиней, то ее жрецу могли быть известны мифы, легенды и предания не только самого Египта, но и Ливии, т. е. фактически всей Северо-Западной Африки, вероятно, вплоть до берегов Атлантического океана, откуда, по легендам, шли экспансия и распространение ливийских племен. Саисский жрец сообщил Солону, что, согласно священным книгам, египетское государственное устройство насчитывает 8000 лет и столько же существует город Сапе. По мнению жреца, у греков сохранились лишь мутные исторические воспоминания, мало чем отличающиеся от детских сказок.



«Но дело вот в чем: во всех местностях, где не препятствует тому чрезмерный холод или зной, в большем или меньшем числе всегда живут люди; и что бывало прекрасного и великого или замечательного в иных отношениях, у вас или здесь, или в каком другом месте, о котором доходят слухи, то все с древнего времени занисапо и сохраняется здесь в храмах. У вас же и удругих, каждый раз, едва лишь упрочится письменность и другие средства, нужные городам, как опять, через известпое число лет, будто болезнь, низвергся на вас небесный поток п оставил из вас в живых только неграмотных п неученых; так что вы снова как будто молодеете, не сохраняя в памяти ничего, что происходило в древние времена». Продолжая далее свой рассказ, жрец сообщил, что еще раньше, за 9000 лет до посещении Солоном Египта, в Афинах якобы существовало могучее государство. Однако его социальный строй был подозрительно похож на придуманный Платоном в его «Республике» строй идеального, по мнению философа, государства. Очень подробно это праафннскос государство описывается Платоном в диалоге «Критий».

В дальнейшем жрец обещал показать Солону письменныепамятники, описывающие эту эпоху. Есть некоторые основания предполагать, что Солону кое-что было показано, но имели ли эти документы какое-нибудь отношение к проблеме Атлантиды, осталось неизвестным — ведь Солон, несомненно, не знал египетского языка и, вероятно, беседовал через переводчика.Затем жрец сообщает в своем рассказе самое для нас интересное, а именно, что в это же время, в Атлантическом океане, за Столбами Геракла, существовал огромный остров. Сам Платон по этому поводу пишет: «Тогда ведь море это [Атлантическое.— П. Ж.] было судоходно, потому что перед устьем его [т. е. моря], которое вы по-своему называете Геракловыми Столпами, находился остров. Остров тот был больше Ливии [Северо-Западной Африки] и Азии [Малой Азии], взятых вместе, и от него открывался плавателям доступ к прочим островам, а с тех островов — ко всему противолежащему материку [Заатлантическому], которым ограничивался тот истинный понт. Ведь с внутренней[Средиземноморской] стороны устья, о котором говорим [Гибралтарского пролива], море представляется (только) бухтой, чем-то вроде узкого входа, а то, что с внешней стороны [т. е. Атлантического океана], можно назвать уже настоящим морем [океаном в нашем понимании], равно как окружающуго его землю [Заатлантический материк] по всей справедливости— истинным и совершенным материком».

Источник: Книга Н.Ф. Жиров Атлантида

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить