Загадки и тайны истории

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

joomla 

Чернокнижник

 

Чернокнижниками принято называть тёмных магов, колдунов, продавших душу дьяволу в обмен на право обладать чёрной книгой (гримуаром) – своего рода справочником по миру Тёмных искусств, в котором содержатся заклинания, молитвы, и указания по исполнению обрядов.

 

Первый чернокнижник  стал, согласно одной из легенд, принято считать «Завещание», «Ключ» и «Малый ключ» царя Соломона, ставшими первыми и наиболее популярными в Европе учебниками магии.По преданию, царь Соломон обладал сверхъестественными способностями и смог заключить в медный сосуд более 70 демонов, вынужденных служить ему, и впоследствии описал в вышеуказанных трудах приобретённые знания о методах призыва демонов и потустороннем мире. Впоследствии большую известность в определённых кругах приобрели гримуары Льва III и Гонория III, приписываемые римским папам, жившим в VIII и XIII столетиях, «Истинный гримуар», «Магия Арбателя», «Шестая» и «Седьмая книги Моисея», и многие другие.

 


Согласно другой легенде, первые 40 чёрных книг были сотворены непосредственно самим дьяволом, для нейтрализации белой книги, содержащей сведения о земной жизни и молитвах. Соответственно, и чернокнижники делятся на сорок ступеней – каждый уровень соответствует одной чёрной книге, и сила каждого колдуна определяется количеством имеющихся у него книг.

 


Иные легенды приписывают сотворение чёрной книги Зороастру Персидскому, или же утверждают, что она существовала изначально, и была сохранена Хамом при наступлении всемирного потопа в камне, а затем извлечена его потомком Зороастром.

 


Появление первых чёрных книг в Европе иногда принято связывать с Киприаном из Антиокеи, не менее легендарным магом своего времени, чем доктор Фауст впоследствии. Подобные книги можно было приобрести лишь в Германии и по предварительному заказу, который исполнялся только через год. Согласно описаниям Киприана, книга приобретала силу только после заключения контракта о продаже своей души – без него гримуар оставался лишь безделушкой.

 


Элементы обряда, включающего в себя продажу души в обмен на чёрную книгу, могут варьироваться в различных культурах, и даже различных местностях. Наиболее известным, и наверное, распространённым вариантом, является подписание договора кровью. В качестве вариаций возможно простое произнесение богохульных клятв и отречения от Бога, сопровождаемых выполнением соответствующих действий.

 

 

По представлениям жителей Тулы, например, будущий чернокнижник должен был выйти на перекрёсток, о котором доподлинно известно, что там живёт много чертей, и, встав там ногами на икону, произнести формулу отречения от Христа. По мнению многих других восточных славян, удачным местом для продажи души и обучения магии являлась баня, издавна считавшаяся прибежищем нечистой силы. Здесь будущий чернокнижник также давал расписку, или приносил присягу на верность тёмным силам в присутствии своего учителя и представителей потустороннего мира совершая там кощунственные манипуляции с иконами, распятием или причастием.



 


После отречения от Христа начинающий маг проходил соответствующее обучение искусству колдовства, либо от другого чернокнижника, либо непосредственно от явившейся ему нечистой силы, которое и сопровождалось вручением ему чёрной книги (или нескольких книг), а также существ, которые будут ему помогать в течение земной жизни (чертенят).

 


Продажа своей души и приобретение гримуара накладывали свой неизгладимый отпечаток на внешность и характер человека. В славянском фольклоре чернокнижник представляется как мрачный человек, которого легко узнать по внешнему виду – он никогда не стрижёт ногти, не расчёсывает волосы, не посещает церковь, не читает ничего, помимо своей чёрной книги, и предпочитает не смотреть людям в глаза, так как в его зрачках окружающий мир отражается перевёрнутым или имеет две тени.

 

 

В представлении европейцев, напротив, чернокнижник ухожен, интеллигентен, и начитан: в его доме обязательно присутствует огромная библиотека магической литературы, скорее всего, он более «социален», вхож в высшее общество, богат, пользуется успехом у женщин, и может применять свои магические способности не только для серьёзных целей, но и для развлечения (вспомним легенду о докторе Фаусте, который в присутствии императора наколдовал ветвистые оленьи рога одному из его баронов единственно забавы ради); однако и его остаток жизни всегда оказывается отравленным отчаянием и страхом перед посмертным воздаянием.

 


Очень часто чёрные книги были написаны волшебными знаками, недоступными для прочтения непосвящённым. Если чёрную книгу раскрывал человек, неподготовленный к занятиям чёрной магией, то к «новому хозяину» являлись бесы, и начинали донимать его, требуя занять их работой. Поскольку бесам любая людская работа по плечу, они с лёгкостью справлялись с ней, и не получив вовремя новой, утаскивали душу незадачливого владельца книги в ад, предварительно содрав с него кожу.

 

 

Только опытный чернокнижник знал, как отвязаться от чертей, задав им работу, с которой они не могли справиться: например, отправлял их вить верёвки из песка или солнечных лучей, или повелевал им вытащить из моря всех китов. Такая задача оказывалась не по силам даже бесам, и тогда они отступались от владельца новой книги. Однако не по праву приобретшего чёрную книгу, помимо работников-бесов ждали и другие опасности. Если же чёрная книга оказывалась украденной, чернокнижник являлся ночью в дом вора в чёрном саване, и зачастую замучивал его до смерти.

 


Сама смерть чернокнижников имела много особенностей, отличающих её от простых людей. Как правило, они заранее знали о дате своей смерти и умирали всегда очень мучительно и долго, сильных судорогах, иногда даже раскалывая себя череп, или разрывая язык. Те самые существа, которые помогали чернокнижнику при жизни, препятствуют его лёгкой и безболезненной смерти. Что может значительно облегчить муки чернокнижника перед смертью – так это передача своей чёрной книги и знаний преемнику. Иногда бывает так, что колдовской дар может передаться продолжателю (как правило, младшему родственнику) без его на то согласия, но обычно добровольность принятия на себя такого бремени является необходимой.

 

Статью написал: Кромер Лев Викторович

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить