Загадки и тайны истории

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

joomla 

Ассасины

 

В начале X века на огромном пространстве Ближнего и Среднего Востока раскинулась огромная мусульманская империя со столицей Аль-Кахира (современный Каир). Заправляла империей династия Фатимидов - последователей исмаилитского учения шиитской ветви ислама.


Шииты мало расходятся с суннитами-ортодоксами в основополагающей доктрине мусульманства, но в отличие от последних истинным преемником пророка Мухаммеда они считают его двоюродного брата и зятя Али. Исмаилиты же - секта в самом шиизме. Их доктрина чрезвычайно мистична и интеллектуально отточена даже на фоне этой глубоко эзотеричной ветви ислама. Именно среди этих интеллектуалов-мистиков в конце XI века возник религиозный орден "Бану Исмаил" ("Племя Исмаила"), последователи которого больше известны под именем ассасов, или ассасинов.

 



Слово "ассасин" (assassin) до сих пор существует в европейских языках и переводится как "убийца" - в значении коварного и безжалостного фанатика-головореза. Однако первоначально "ассасин" - это европейская транскрипция арабского "хашшашин". По легенде, этим названием орден обязан практике употребления гашиша в религиозных церемониях и для поднятия боевого духа на войне.

 



Возникновение и становление ордена ассасов связано с именем одного человека - незаурядной личности своего времени, фанатичного исмаилита, отважного воина и тонкого политика Хасана-ибн-аль Саббаха. Он родился в середине XI века в ортодоксальной шиитской семье в городе Рее (его развалины и по сей день находятся недалеко от Тегерана). Известно, что в детстве и юношестве он много учился и добился неплохих успехов в науках. Согласно ранним персидским записям его сокурсниками и друзьями в те годы были Низам-аль-Мульк, будущий могущественный визирь при дворе турецкого султана Малик Шаха, и известный восточный поэт-суфий и математик Омар Хайям. Помимо образованности Хасан-ибн-аль Саббах обладал чрезвычайно развитым религиозным чувством. Его неудержимо влекло все оккультное. Таким людям трудно оставаться в рамках традиционных конфессий.

 



В то время в его родном городе Рее находилась небольшая колония исмаилитов, живших на положении отверженных. Добропорядочные шииты считали их опасными фанатиками и обвиняли, вероятно, не без оснований, в отправлении колдовских культов, не совсем соответствующих шиитскому пониманию ислама. Нетрудно догадаться, что молодого Хасана влекла среда этих мистиков-интеллектуалов. В 1072 году Хасан принес клятву верности халифу исмаилитов и уже через 4 года покинул родной город, направившись в столицу Фатимидов.

 



Изначально молодой и пылкий Хасан весьма понравился халифу. Однако все изменилось за каких-то три года: Хасан впал в немилость и был приговорен халифом к смерти. Но непосредственно перед казнью рухнула одна из башен города. Это было воспринято двором халифа как знак провидения, и казнь была заменена ссылкой. С этого момента религиозный революционер Хасан-ибн-аль Саббах становится бродячим проповедником, а его жизнь - легендой.

 


Покинув Каир, Хасан-ибн-аль Саббах направляется к себе на родину, где проживает его народ - свободолюбивые дейламы. Его дар проповедника вкупе с фанатичной верой буквально творит чудеса. Согласно преданиям однажды корабль, на котором путешествовал Хасан, попал в страшную бурю. Его спутники в ужасе стали молиться о спасении, но только Хасан оставался спокоен, говоря, что с ним ничего не случится, пока он не исполнит возложенную на него миссию. И действительно, шторм вскоре прекратился.

 



Проповеди Хасана и слава чудотворца быстро увеличивают ряды его сторонников, которые получают прозвище ассасинов. Довольно скоро их влияние распространилось по всей Сирии и Персии. В 1090 году под предводительством Хасана они хитростью овладели расположенной на высокой горе эльбрусского горного массива крепостью Аламут (Орлиное гнездо). Местное население и гарнизон крепости были очень быстро обращены в исмаилитскую веру и впустили в крепость отряды ассасов. Хозяина крепости - правоверного мусульманина Алида - они просто выпроводили за ворота, дав ему 3000 золотых динаров откупного.



 



Получив в распоряжение фактически неприступную крепость, Хасан принялся с удвоенной энергией воплощать свои планы по распространению исмаилитского учения по всему исламскому миру. Прикрываясь высокими религиозными целями, ассасины не брезговали никакими средствами. В ход шли проповеди, шантаж, а частенько и кинжалы фанатиков-фидаи. Убийство религиозных и политических противников рассматривалось как дело богоугодное. Одной из первых жертв террора ассасов пал друг детства Хасана, а теперь его главный враг - турецкий визирь Низам-аль-Мульк. Турки поддерживали противников исмаилитов - суннитов. В 1092 году во время праздника Рамадан нож в грудь визиря воткнул фанатик-фидаи Бу Таир Аррани. Узнав о том, что его приказ исполнен, Хасан произнес: "Умертвив этого демона, Аррани открыл себе дорогу в рай".

 



Предание, донесенное до нас известным путешественником Марко Поло, гласит, что у стен замка глава ассасинов, прозванный европейцами "старцем с горы" и известный под именем Аладин (речь конечно же идет о Хасане-ибн-аль Саббахе), разбил чудесный сад с многочисленными фонтанами, в которых струились молоко, мед и вино. Среди благоухающих деревьев и цветов прохаживались прекраснейшие гурии. Воин, одурманенный гашишем, тайно доставлялся в этот сад, где несколько дней проводил в небесном блаженстве. После, опять же усыпленного гашишем, его привозили к "старцу с горы", от которого он получал задание на убийство того или иного противника ассасинов. Воину-фидаи сообщалось, что в случае успешного убийства и собственной смерти при этом он будет вкушать блаженство под сенью райского сада вечно. Истории неизвестен факт предательства или неисполнения приказа главы ордена ассасинов.

Атмосфера в замке Аламут, по сведениям современников, была крайне аскетичной, что в значительной мере повторяло характер самого Хасана, человека крайне строгих религиозных правил и чрезвычайно нелюдимого. Мало кто из обитателей замка мог похвастаться тем, что лично видел своего предводителя. "Старец с горы" почти все свободное время отдавал наукам. Он автор книг в самых разных областях знаний.

 



Хасан-ибн-аль Саббах умер в 1124 году в своей крепости. Но орден не угас сразу и еще долго, по крайней мере лет 150, оставался серьезной силой в Персии и Сирии. Позже персидский центр ассасинов был уничтожен вторгшимися туда монголами. В Сирии конец ордену положил легендарный султан Египта Бейбарс, захватив и разрушив крепость в горах.

 



Из крестовых походов в Святую землю крестоносцы вынесли рассказ о безжалостных ассасинах. И это слово до сих пор не потеряло своего зловещего смысла в европейских языках.

 



В 1171 году египетский военачальник, курд по национальности и убежденный суннит, Сапах Аддин произвел военный переворот и, свергнув династию Фатимидов, провозгласил себя новым султаном. Эпоха господства исмаилитов в исламском мире закончилась.

 


Остается главный вопрос: кем же в действительности являлись ассасины - религиозным шиитским орденом, террористической организацией или тайной сектой? Мнения исследователей расходятся кардинально. Одни видят в них заурядных террористов, стремящихся к власти. Другие считают "Бану Исмаил" тайным гностическим орденом. Думается, истина содержится в обоих утверждениях. Если для борьбы со своими политическими и религиозными противниками ассасы применяли методы, далекие от гуманистических, то это вполне соответствовало духу времени, и жестоки они были не больше своих врагов. Что касается религиозных воззрений... Похоже, они так и останутся тайной для непосвященного большинства.

 

Статью написал: Максимов Роман Владимирович

Комментарии  

 
#1 Перкосрак Шмаровоз 03.11.2014 20:24
Обалдеть, как много вы знаете о моих друзьях. Урюрвкос Чучупака знает, где вы живете и в каком часу возвращаетесь с работы по тёмной подворотне!!!
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить